Майкл Арутюнян
Хотелось бы поделиться мыслями насчёт одной хорошей выставки «Мы пришли, чтобы остаться»:
«Возвращение к корням?»
«Возвращение к корням?»
16 декабря 2020 года в арт-отеле «Маяковский» состоялось открытие сайт-специфичной выставки студенток 3 курса направления «Художник и куратор» Школы Дизайна НИУ ВШЭ «Мы пришли, чтобы остаться». Экспозиция проходила под кураторством Daria Melnikova, а инсталляции представили четыре яркие художницы: Алина Рыбальченко, Александра Сыренова, Екатерина Соловьева и Светлана Керро. Авангард. Реминсценции. Рефлексия. Слои. Мечты о будущем. Точки соприкосновения.
Экспозиция обращается к авангарду, как к наиважнейшему, ключевому материалу, к художественному наследию в поле современного искусства. По словам куратора: «Будущее авангардистов — это наше настоящее. Они мечтали, современное искусство осуществляет эти мечты на своем языке». И я не могу не согласиться с этим высказыванием, потому что авангардные практики сконструировали не только крепкий смысловой базис, но и пластическое новаторство, предложили ориентиры в будущее. Выставка — это своеобразная перестройка, попытка создать свой собственный авангард с новыми формами, категориями на базе отжившего себя исторического авангарда.
Экспозиция обращается к авангарду, как к наиважнейшему, ключевому материалу, к художественному наследию в поле современного искусства. По словам куратора: «Будущее авангардистов — это наше настоящее. Они мечтали, современное искусство осуществляет эти мечты на своем языке». И я не могу не согласиться с этим высказыванием, потому что авангардные практики сконструировали не только крепкий смысловой базис, но и пластическое новаторство, предложили ориентиры в будущее. Выставка — это своеобразная перестройка, попытка создать свой собственный авангард с новыми формами, категориями на базе отжившего себя исторического авангарда.
Четыре художницы под эгидой Дарьи заехали в отель и внедрили локальное в общее пространство. Совместными усилиями они создали одновременно трогательное и любопытное пространство встречи совершенно разных по виду и эмоциональной структуре произведений, направленных на активное общение и, я бы даже отметил, дискуссию с постояльцами отеля. Инсталляции вживаются в локацию, намереваясь остаться там навсегда, чтобы каждый раз своей аурой напоминать о том, как прошлое и настоящее находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Экспозиционный ход был выстроен очень грамотно и показательно: художницы со своими работами заняли номера, переосмыслив «парадокс отеля как частного и общественного». Точкой встречи стал лобби-буфет — место единства и взаимодействия. После вступительного слова куратора художницы заняли свои номера для представления работ. Экскурсия началась.
Первая художница, Alina Rybalčenko ,в седьмом номере отеля показала работу «Untitled». Алина работает в микс-медиа, скрупулезно изучая окружающие пространства и занимаясь археологией городской среды. В новой инсталляции, которая при первом взгляде напоминает очень странные оборванные прозрачные шторы-ячейки с объектами внутри, сфокусировались магистральные линии предыдущих проектов. Алина встретила нашу группу зрителей в темной комнате, потому как освещение играет немаловажную роль в рассмотрении арт-объекта. Игра тьмы и света значительны. «Untitled» — это некий конструктор, работа про слои, наслоения реальности и вымышленного, ненужность и покинутость.
Итак, первый блок — это прозрачность. Через проницаемые шторы в окне отчетливо виден подъезд напротив, который не наполняется жителями в большинстве случаев. И тут же мы вступаем в прямой контакт с тем, что находится по ту сторону.
Далее Алина резко опустила второй блок — рулонную светонепроницаемую штору со схематичным изображением Наркомфина, одного из ключевых памятников жилой архитектуры конструктивизма, идеала авангарда. На кремовом фоне четко выделялись найденные объекты, расположенные в ячейках прозрачных штор. Это материалы, которые хранились в домах, но оказались ненужными: кусочки обоев, рамка для фотографий, цветы и даже календарь прямиком из 1970 года.
Работа во всей полноте смыслов и многослойности вышла очень фактурной, ее необходимо рассматривать детально. Алина удачно использовала неуловимое (свет и отражения) и совместила с осязаемой материей. Если соотнести все аспекты «Untitled», то благодаря методу перефразирования окно и прозрачные шторы являются проводниками в новый синтетический мир. Важно хранить память о прошлом, потому что именно таким образом снизойдет понимание жизни и развития в грядущем.
Вторая и вполне контрастная художница, Александра Сыренова, расположилась в семнадцатом номере, который был выбран, полагаясь на понятие авангарда. Она открыла зрителям дверь неуверенно-играючи, как будто так и надо, как будто это какой-то перформанс. На пороге на стене встречал фрагмент ее инсталляции «Авангард для начинающих». По утверждению художницы сознание авангарда жило в прошлом и говорило только о будущем и больше ни о чем. И оно сейчас заимствуется современными людьми. Но каким образом? И вообще, как двигаться к чему-то новому, не имея представления о родных корнях? Саша решила ответить на вопрос: «Живет ли авангард в нашей жизни сейчас?» и обратилась к сетке как к основе. Розалинда Краусс, теоретик современного искусства, в программном эссе «Решетки» писала: «Благодаря соединению определенных условий, решетка приобрела в искусстве этого века [20-го века] эстетический приоритет». Ссылаясь на данную цитату, можно сделать предположение насчет работы Саши и успешно выбранного формального шага. Сетка — это «и школьная тетрадь, и игра разума». Художница сталкивает этот материальный целостный символ со стрит-артом, китчем, с текстурами, которые несут в себе метафору того, что авангард в сознании обывателя да и в понимании молодых художников, которые только-только ступили на новую почву, является чем-то неэстетичным, пережитком времени.
Первая художница, Alina Rybalčenko ,в седьмом номере отеля показала работу «Untitled». Алина работает в микс-медиа, скрупулезно изучая окружающие пространства и занимаясь археологией городской среды. В новой инсталляции, которая при первом взгляде напоминает очень странные оборванные прозрачные шторы-ячейки с объектами внутри, сфокусировались магистральные линии предыдущих проектов. Алина встретила нашу группу зрителей в темной комнате, потому как освещение играет немаловажную роль в рассмотрении арт-объекта. Игра тьмы и света значительны. «Untitled» — это некий конструктор, работа про слои, наслоения реальности и вымышленного, ненужность и покинутость.
Итак, первый блок — это прозрачность. Через проницаемые шторы в окне отчетливо виден подъезд напротив, который не наполняется жителями в большинстве случаев. И тут же мы вступаем в прямой контакт с тем, что находится по ту сторону.
Далее Алина резко опустила второй блок — рулонную светонепроницаемую штору со схематичным изображением Наркомфина, одного из ключевых памятников жилой архитектуры конструктивизма, идеала авангарда. На кремовом фоне четко выделялись найденные объекты, расположенные в ячейках прозрачных штор. Это материалы, которые хранились в домах, но оказались ненужными: кусочки обоев, рамка для фотографий, цветы и даже календарь прямиком из 1970 года.
Работа во всей полноте смыслов и многослойности вышла очень фактурной, ее необходимо рассматривать детально. Алина удачно использовала неуловимое (свет и отражения) и совместила с осязаемой материей. Если соотнести все аспекты «Untitled», то благодаря методу перефразирования окно и прозрачные шторы являются проводниками в новый синтетический мир. Важно хранить память о прошлом, потому что именно таким образом снизойдет понимание жизни и развития в грядущем.
Вторая и вполне контрастная художница, Александра Сыренова, расположилась в семнадцатом номере, который был выбран, полагаясь на понятие авангарда. Она открыла зрителям дверь неуверенно-играючи, как будто так и надо, как будто это какой-то перформанс. На пороге на стене встречал фрагмент ее инсталляции «Авангард для начинающих». По утверждению художницы сознание авангарда жило в прошлом и говорило только о будущем и больше ни о чем. И оно сейчас заимствуется современными людьми. Но каким образом? И вообще, как двигаться к чему-то новому, не имея представления о родных корнях? Саша решила ответить на вопрос: «Живет ли авангард в нашей жизни сейчас?» и обратилась к сетке как к основе. Розалинда Краусс, теоретик современного искусства, в программном эссе «Решетки» писала: «Благодаря соединению определенных условий, решетка приобрела в искусстве этого века [20-го века] эстетический приоритет». Ссылаясь на данную цитату, можно сделать предположение насчет работы Саши и успешно выбранного формального шага. Сетка — это «и школьная тетрадь, и игра разума». Художница сталкивает этот материальный целостный символ со стрит-артом, китчем, с текстурами, которые несут в себе метафору того, что авангард в сознании обывателя да и в понимании молодых художников, которые только-только ступили на новую почву, является чем-то неэстетичным, пережитком времени.
Инсталляция с большой ржавой металлической сеткой и наложением мягких текстур, как розовых ковриков и тряпочек, тканей с граффити прямолинейна и во многом проста для понимания. Но а в чем же сам алгоритм выполнения?
Александра уверена, что авангард продолжает жить среди нас, хоть и в другом обличье, будучи в симбиотических отношениях с продуктами новой культуры.
Восемнадцатый номер Екатерина Соловьёва соседствовал с «Авангардом для начинающих» и разительно отличался. Катя открыла дверь и представила «Интуицию руки», выполненную акриловым маркером на обоях и подоконниках номера очень просторного и проветренного. Было приятно вдохнуть свежий глоток воздуха после давящих решеток и потока бесконечных наложений и очутиться в пространстве с зашифрованными знаками. Художница отталкивалась во многом от концепции микровселенных и также решила ответить на проблемный вопрос «Что такое авангард в 2020 году?». Катя неким методом «пунктирного» обозначения локации направилась в сторону зашифровки смыслов и парадоксов, которые могут скрываться за аморфностью образов. Грубо говоря, «Интуиция руки» это освобождение руки и сознания, это обращение к автоматическому письму, которое родилось как раз в первой половине 20-го века. Вдобавок, можно провести параллель с практиками ситуационистов, когда впервые появилась теория психогеографии, то есть ряд стратегий трансформирования пространства — взаимосвязь окружения и поведения людей. Это свободное рисование не с каких-либо подготовительных эскизов. Екатерина дает возможность зрителю включить в себе режим дешифровщика и детально присматриваться к линейной, хаотичной истории. Смысл инсталляции в том, чтобы окидывать взглядом номер, начать изучать процесс, следовать за нарративом и невидимой силой, которая буквально приковывает взгляд к непонятным изображениям в надежде что-то прочитать. На столике мы замечаем еще одну маленькую деталь: сборник поэзии Владимира Маяковского, который тоже обозначен автоматизмом. Лично я в формах видел мотивы Кандинского с его биоморфными существами с усиками, хрупкими тельцами. Вообще по словам художницы здесь не столько важно видеть кого-то или что-то. Конкретного ответа просто нет. Значение имеет лишь то, что происходит у нас внутри, как наш мозг и ощущения отзываются при виде инсталляции.
Последняя художница в девятнадцатом номере, Света Стрикалёва, реализовала серию метких и остроумных арт-объектов, отсылающих к эпохе авангарда, фольклору и плакатам с призывами. Были представлены 5 работ: «Ауч», «Жадина и завистник», «Буржуй», «Левой левой левой» и «Гражданин». В инсталляциях Светы были отражены размышления о судьбе авангарда в современном контексте с довольно интересной оптики. Капитализм по мнению художницы выступает не в самом лучшем свете, потому что он все порабощает. А авангард делает великое общественным и доступным. Он истинный спаситель. Инсталляции живут в номере, мечтая всем существом дотронуться до этого великого и важного. В них включен определенный код, визуальный язык. Комната, где находились скульптуры, была полутемной, что каждому уголку, каждой поверхности и шероховатости придавал особый флер. Где-то там, в сейфе, томился рябчик-буржуй, а «Ауч», нелепая жертва капитализма, пытался устоять на столике, пронзаемый супремой Кандинского. «Жадина и завистник» ссорились, чуть ли не дрались за право распоряжения наследием Малевича в виде Черного квадрата . Могу с уверенностью отметить, что схема выставления работ Светы удалась на славу. Инсталляции по цветовому строю смотрелись органично, не диссонировали. И хотя не ощущалась коммуникация друг с другом, вступление в связь, атмосфера локации была концентрированной и однозначной.
Таким образом хотелось бы подытожить вышесказанное и отдать должное Дарье Мельниковой и художницам. За столь короткий временной промежуток им удалось превратить отель в место силы искусства. И хотя Алина, Саша, Катя и Света очень разные личности с индивидуальными подходами к реализации проектов, с самобытными линиями творчества, выставка «Мы пришли, чтобы остаться», помимо всего того, что было сказано ранее, повествует о том, насколько могущественно современное искусство и общее дело. Экспозиция приоткрыла завесу в утерянный мир авангарда, в пустоту, которая никак уже не соотносится с Маяковским, с отелем и стремлением возродить былое. Художницы смогли создать свой авангард, свою мифологию и морфологию на платформе старого. Все показанные инсталляции теперь будут жить своей жизнью в номерах отеля, ведь теперь они стали полноправными жителями с мечтой, мнением и голосом. Мысли об авангарде облеклись в плоть. Грядет что-то по-настоящему необычное.